В нашем городе зима солнечная и морозная. Бывало, что солнце слепило ярче, чем летом, потому что оно отражалось от белоснежного снега. Моя сестра жила на другом берегу реки, не напротив, нужно было еще проехать подальше к окраине, но зимой она частенько возвращалась к себе по замершей реке. Как-то мороз стоял -20, это считалось тепло в нашем регионе. Вы не представляете, какой жаркой я была в юности. Я вышла ее провожать к речке и надела только дубленку прямо на халатик и сапоги на голые ноги. Сестра была в ужасе, она-то мерзла все время, а во мне бурлила горячая кровь. Наташка трогает мои коленки, они горячие. Она тогда посмотрела на меня как на сумасшедшую, а я просто была закаленная.

Каждую субботу папа топил баню. Он был сибиряком и жару поддавал что надо. Когда мы с сестрой ходили париться и мыться, то после каждого захода в парилку, где было +100, голыми выбегали на мороз и обтирались снегом. Все это сопровождалось веселыми криками. Наташка быстро возвращалась, а я могла постоять, подышать свежим морозным воздухом. Вокруг не было ни души, так что мы не боялись, что за нами подсматривают.

Дома мне было все время жарко, собственно, как и папе. Он вообще после парилки выходил на улицу в плавках и резиновых тапочках и поливал себя из шлага, находившегося во дворе, вода там была холодная. Позже он сделала пристройку к бане и внутренний переход, там поставил огромный металлический чан с водой глубиной с человеческий рост, наполовину врытый в землю. Зимой вода стыла до корочки льда на поверхности. Папа спускал в воду обогреватель, но она нагревалась только сверху. Поэтому при первых погружениях приходилось сначала взбалтывать воду ногами, чтобы та стала теплее. Как-то я прыгнула в воду, не прогрев ее предварительно. Думала у меня сердце выскочит. Больше так не делала.

Весна проходила, как написано в учебниках Природоведения за 1 класс – солнечная с проталинами, капелью и ледоходом на реке. Все действительно оживало. Мы встречали 8 марта в отличном настроении. Люда пришла нарядная, в белом костюма –мини-юбка, тогда они были в моде, и сверху короткий жакет в стиле Шанель с четырьмя пуговками, волосы убраны в высокий «конский» хвост и яркий макияж, на ногах лодочки на высоком каблуке. Ну, просто прима-балерина на сцене. У меня не было такого врожденного чувства стиля. Хотя я тоже неплохо одевалась. Папа привозил нам одежду из Европы. В тот период начались международные обмены опытом в отрасли, которой он работал, поэтому часто ездил в командировки. Сначала это были страны близкие к СССР – Польша, Венгрия, Чехословакия, потом уже поехал набираться опыта в Англию, Францию, Японию и несколько раз в США.

Тогда качество одежды в зарубежных странах действительно было в разы выше, чем у нас. В городе мы не покупали одежду на рынках, у нас была своя портниха, которая шила всю одежду. Уже тогда появился журнал Бурда Моден, где мама находила интересные выкройки. За тканью ездили тоже в другой город, ближе к столице. Мы жили на севере, так что до нас доходило мало интересных тканей и вещей.

Не помню, во что была одета 8 марта, но я носила тогда юбки миди, блузки и туфли-лодочки на низком каблуке. Мальчики были традиционно в джинсах и вязаных свитерах из Китая с характерным вышитым рисунком 1990-х годов. В этот день Женя Н. подарил Люде маленькую вазочку. Всем остальным девчонкам досталось по тюльпану. Мне тоже. Женя Ф. не проявлял ко мне особого интереса. Я прекратила свои уличные «преследования» еще осенью. Мы общались вчетвером как друзья, часто Женя Ф. куда-то прятался от всех на переменах, иногда с Женей Н. Так что мы оставались втроем или вдвоем с Людой.

У ребят было место, где они проводили время. В здании был самый дальний лестничный переход, которым редко пользовались, под ним было пространство с трубами отопления. Это место было самым теплым в холодный период. Там они и грелись. Женя Н. нам как-то раскрыл их тайну. Называлось это место «Камчатка» из-за его дальности. 8 марта Женя Н. на уроке перед большой переменой показал, что у него есть шампанское. Намек был понят мгновенно. Конечно, распитие спиртных напитков в училище было строго запрещено. Да никто и не пил. Женька решил нас угостить на праздник. На большой перемене мы дошли до «Камчатки», Женя достал шампанское и вдруг понял, что пить нам его не из чего, не из горла же. Вдруг Люда издала победный вопль и достала из сумочки подаренную вазочку! Мы тогда смеялись до упаду. Жени шутили, мы хватались за животы от смеха. Помните группу подростков, идущих по улице, которые смеются так, что все сотрясается вокруг. Мы были такими же.

В тот момент я чувствовала счастье. Мы пили шампанское из вазочки по очереди, было весело и настроение приподнятое. Между нами витало что-то невидимое, что сближало нас. Такие моменты были редкие, но они были самые счастливые. Я и сейчас могу с легкостью вспомнить эти ощущения. Мы были друзьями. Редко встречаешь в жизни таких близких тебе по духу людей. Мне повезло. Нам повезло.