На днях вспоминала, каким мой папа был “Плюшкиным”. Чего только он не хранил в кладовке в самом дальнем углу нашего дома! Потрепанная одежда, самовары, дырявые ведра, лопаты и чугунные горшки, тяжеленные старые чемоданы. Ничего нельзя было уже использовать, но почему-то он не мог расстаться с этими вещами. Главное, он не разрешал их выкидывать. А вспоминала я по причине того, что мой молодой человек тоже хранит все подряд и не дает выкидывать то, что уже давно вышло из строя. Интересное совпадение, но рассказать я хочу совершенно о другом.
Мама, в отличии от папы, большую часть вещей отдавала родственникам, отправляла посылки по всему Советскому Союзу. Часто это были одежда, постельное белье (дефицит в то время), посуда, аксессуары к одежде. В общем, много всего.
Однажды, уже после смерти папы, я, моя сестра Наташа и мама сидели зимним вечером возле камина и читали каждый свое. Вдруг мама говорит: "Не хотите посмотреть старые открытки?" Мы с сестрой удивленно переглянулись и, конечно же, согласились - пришло время воспоминаний.
Мама вынесла из своей комнаты небольшую коробку из-под обуви. Она любила хранить поздравительные открытки, которые дарили в советское время. Это был повод вспомнить давние события. Так мы читали поздравления друзей нашей семьи, родственников, встречались и поздравительные телеграммы. И вот в руки попадают дореволюционные открытки с изображениями архитектурных зданий европейских столиц, а с обратной стороны написаны рукой даты и место назначения - всегда одно и то же. Мы стали крутить их в руках. Уж больно они отличались от других открыток. На мой вопрос: “Откуда они?”, мама ответила: “Моя мама купила на рынке”. Такая версия сразу подверглась сомнению.
Наташа тут же набрала в поисковике - Эрнст Молога. И нам открылась целая история про Сергея Эрнста, родившегося в Мологе (город ушедший под воды Рыбинского водохранилища), и жившего в Вологде. Откуда мы сами родом.
Он стал первым искусствоведом нашего города, где создал Северный кружок любителей изящных искусств и организовывал выставки современных художников того времени - Александра Бенуа, Константина Сомова, Николая Рериха, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой и многих других мастеров Серебряного века.
После каждой проведенной выставки художники дарили Северному кружку свои работы, в последствии эти картины легли в основу богатейшего фонда Вологодской картинной галереи.
Мы были потрясены обнаруженной информацией. Возник вопрос - откуда у бабушки на самом деле появились эти открытки?! Стоит отметить, что года, указанные на них, соответствуют детским годам Сергея Эрнста.
Одной из версий была та, что возможно в детстве Сергей мог быть знаком с нашей прабабушкой Глафирой того же года рождения, что и он, живущей недалеко от Вологды. Отец Сергея был семейным доктором и мог приезжать в дом моей прабабушки вместе с маленьким Сережей. Так они и познакомились. А в качестве своей дружбы он мог подарить Глафире семейные открытки.
Как думаете, такая версия может быть правдоподобной?
На фото портрет Сергея Эрнста кисти Зинаиды Серебряковой, 1921